Поскольку рыбы — крайне искусные пловцы, физическая структура их тел чаще всего служит референсом и источником вдохновения для ученых, конструирующих подводных роботов. Исследователи выяснили, что, регулируя жесткость своих хвостов, боты могут плавать намного эффективнее.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«Жесткость хвоста — это как одно передаточное число на велосипеде», — пояснил профессор Дэн Куинн из Университета Вирджинии. «Вы будете эффективны только на одной скорости. Это все равно что ехать по Сан-Франциско на велосипеде с фиксированной передачей; вы вымотаетесь уже через несколько кварталов».
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Чтобы проверить свою теорию на практике, ученые построили тунца-робота, известного как AutoTuna. Основываясь на модели жесткости хвоста реальной рыбы, устройство использует программируемое сухожилие для автоматического изменения жесткости хвостовой части. Примечательно, что робот может плавать в более широком диапазоне скоростей, чем идентичная в остальном модель с фиксированной жесткостью хвоста, при этом потребляя почти вдвое меньше энергии.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
В настоящее время исследователи изучают, как эту технологию можно применить к роботам, основанным на других типах плавающих животных.
«Механизмы настройки жесткости, подобные нашему, можно сделать весьма компактными, чтобы они могли поддерживать роботов различных размеров и форм», — пояснил Куинн. «Сложнее всего выяснить, насколько жестким должен быть робот при различных частотах и скоростях плавания. Мы использовали физическую модель и тесты в водоемах, чтобы разработать основные правила управления, которые наш робот будет использовать при автоматической настройке жесткости хвоста. Эта модель нужно будет откалибровать заново, если вы задумаете сделать робота больше (например, дельфиноподобного) или переключились на другой тип плавания (например, на робота, похожего на ската), но это вполне выполнимо».
Василий Макаров
Подпишись: